PHOTO

ticket to the concert

Эпоха в английской поп-музыке, ни на кого не похожие и часто копируемые, лет через несколько Depeche Mode обронзовеют так же, как сейчас, скажем, Pink Floyd. Но пока до этого тягостного момента осталось еще немного времени, группа полна не только сил, но и идей, так что говорить о ней в возвышенно-патетическом стиле рано. Нет, они все еще живы, и их недавний визит в столицу - блестящее тому подтверждение.

В конце 70-х вдруг всплыла старая истина - без гитары и барабанов жить можно, Брайан Ино и Kraftwerk обладали этим тайным знанием уже почти десять лет, так что Depeche Mode пришли на все готовое. Откроем страшную тайну: трое друзей из эссекского захолустья - Винс Кларк, Энди Флетчер и Мартин Гор начинали как гитарная команда! И даже дали в этом качестве несколько концертов. Однако новомодные синтезаторы, скрывающие в себе тьму возможностей, привлекали их гораздо больше. Идеологом Depeche Mode был Винс Кларк, отвечавший за звук, а лидером и автором большинства песен - Мартин Гор. Вокалистом становится живший неподалеку Дэйв Гэхэн - улыбчивый юноша с необычным голосом.

Заметив уже "пересевшую" на клавиши группу во время одного из лондонских клубных выступлений, Дэниэл Миллер предложил им контракт с недавно созданной им фирмой Mute. На этом лэйбле DM записываются по сей день, хотя неоднократно могли перейти на крупную компанию вроде ЕМI или Virgin - группа дорожит своим "независимым" статусом.

Смесь детской наивности и зрелого пессимизма в их композициях была довольно не характерной для тогдашней сцены, а звучание первого диска Depeche Mode "Speak & Spell" кажется архаичным только теперь. В те годы он считался последним писком моды и чуть ли не авангардом. К моменту выхода альбома из группы уходит Винc Кларк, который впоследствии достигнет соизмеримого с Depeche Mode успеха с многочисленными проектами, самый известный из которых - Erasure. На место Винса с 6-месячным испытательным сроком принимается Алан Уайлдер, - и извращенная фееричность, привнесенная Кларком, уступает место мрачной глубине и жесткости, свойственным Уайлдеру.

“Поп-музыка с двойным дном” уже тогда не являлась чем-то беспрецедентным, но было в замысловатости песен Depeche Mode, в их принципиальной приверженности электронному звучанию что-то особенное, что, как говорится, руками не потрогать, словами не назвать.

В дальнейшем карьера DM развивается строго по восходящей, каждый последующий альбом лучше и успешнее предыдущего. Есть и еще одна тенденция, стихи и музыка по мере своего совершенствования становятся все более мизантропичной. На "Black Celebration" 1986-го года неожиданно появляются гитары, а после "Music For The Masses" 1987-го кажется, что высшая точка достигнута. Depeche Mode не называют иначе как "лучшей синтезаторной группой мира", Strangelove, становится 18-м по счету хитом, вошедшим в первую десятку британских чартов. Триумфальный мировой тур венчает первый концертный альбом "101". Да и образ мрачных урбанистических романтиков - солнцезащитные очки и черная кожа - отшлифован до мельчайших деталей. Кажется, Depeche Mode уже прыгнули выше головы, и дальше - дорога вниз, тем более что схожая судьба постигла практически все пост-панковые группы, тоже начинавшие в конце 70-х- The Cure, Duran Duran.

Но вместо этого команда записывает "Violator", диск, поднявший их на принципиально иной уровень и популярности, и признания критиками. Они стали несколько больше, чем просто интересная и необычная поп-группа. Популярность же Depeche Mode с тех пор с полным основанием может называться культом. В Америке они внезапно становятся группой "номер один", а британская пресса, как известно, таких вещей не прощает.

Несмотря на взлет техно-музыки, произошедший в последующие годы, задержавшийся на долгие несколько лет диск "Songs Of Faith And Devotion" просто ошарашил всех поклонников Depeche Mode - короткие стрижки и стерильный имидж сменил образ альтернативных рокеров, филигранную электронику - жесткие гитарные рифы. Альбом так и "сыпал" неожиданными идеями, ни на что не похожий звук "Songs Of Faith And Devotion" кардинально отличался от предыдущих наработок как Depeche Mode, так и кого бы то ни было. Правда, одним лишь гранджевым имиджем ограничиться не удалось: идея саморазрушения, ранее существовавшая разве что подспудно, теперь раскрывается и в творчестве, и в личной жизни музыкантов на полную катушку. Даже общеизвестные любители "заторчать" Primal Scream, поиграв у Depeche Mode на разогреве во время тура 1993-94 гг., пришли в ужас от образа существования "депешей".

Середина 90-х стала поистине тяжелейшим временем для группы: Дэйв Гэхэн регулярно оказывался то в больнице, то за решеткой, Мартин Гор топил свои проблемы в алкоголе. Не выдержав бездействия, ушел Алан Уайлдер. Казалось, с Depeche Mode покончено. Но в 1997 году команде удалось вынырнуть с новым диском "Ultra", вызвавшим неменьшее изумление, чем в свое время "Songs Of Faith And Devotion". Вместо Алана (записавшего отличный сольный диск) Depeche Mode пригласили целый штат звукорежиссеров, и в результате песни с "Ultra" получились затейливыми как никогда ранее. Они не архаичны и не остромодны - группа вышла за рамки моды/не моды. Но безусловно хороши - с этим трудно не согласиться. Ни о каком турне, памятуя о предыдущем, музыканты тогда не помышляли. Только теперь Depeche Mode решили, что готовы выступать с концертами, да и повод подвернулся: выпуск сборника "The Singles 1986 - 1998", продолжение "The Singles 1981 -1985". Новый сингл Only When I Lose Myself не является прямым продолжением "Ultra", но он значительно спокойнее, чем "Violator". Сами музыканты склонны считать, что их новый материал близок к ритм-энд-блюзу вообще и Марвину Гею в частности. Турне началось 2 сентября концертом в Тарту, так что в Москву Depeche Mode прибыли полными сил. Никакой пресс-конференции они не дали и вообще к общению с масс-медиа особо не стремились. Да и ни к чему оно.

До чего приятно, когда музыканты, стоящие на сцене, демонстрируют виртуозное владение инструментами. Замечательно, если певец берет воистину удивительные ноты и ни разу не забывает слова. Но все-таки еще лучше, когда ураганная энергетика и бешеный драйв, несущиеся со сцены, уносят все эти скучные понятия далеко и по крайней мере, часа на два. Никто из побывавших в тот день в "Олимпийском", не скажет вам, насколько уверенно управляет своим голосом Мартин Гор, и были ли сколь-нибудь хороши сессионные музыканты. Именно поэтому концерт Depeche Mode лучший (наряду с Ником Кейвом), состоявшийся в нынешнем году.

Давно утерян счет годам ожидания, но Depeche Mode стоили и больших жертв. Все песни, кроме нового сингла, исполненного живьем второй раз, переполненный зал (билеты кончились за две недели до события, а на хорошие места - так и за месяц) пел хором. Публика собралась настолько разнородная, что-хоть социологический опрос проводи - от 13 до 50 лет, студенты, "новые русские", рэйверы, панки. Вот она, сила, способная сплотить наше общество. Правда, она способна и на большее.

Разогревающие коллективы никто не слушал - не потому, что Bomb The Bass такая же плохая группа, как "Сплин", - как раз нет, лидер "Бомбы", Тим Сайменон - серьезный авторитет в современной электронике, но ждали DM, и только их.

Трое "депешей" (плюс двое приглашенных музыкантов) загипнотизировали зал, едва появившись на крохотной сцене. Что означает слово "кризис", никто не вспомнил до самого метро. Не верилось, что эти маги состоят из плоти и крови, как Ринго Старр, например. Что заметно постаревший Дэйв Гэхэн, манипулирующий трибунами одним поворотом головы, валялся с перерезанными венами и пропадал в героиновом небытии. Но они действительно волшебники - свалившихся на группу бед хватило бы, чтобы загубить с десяток команд попроще.

В отличие от пышных декораций предыдущих туров, на этот раз количество мишуры сведено к минимуму: остался один маленький экранчик, на котором .демонстрировались видеоклипы DM. Жесткая урбанистическая энергетика, любовь, романтика, цинизм и рефлексия - уникальный коктейль, который ни разу не удалось точно скопировать, ничуть не потерял в своей шквальной мощи.

Что же сказать о шоу? Если только список песен привести, но он практически совпадает с новым сборником группы. Каждую вещь встречали, как последнюю. Condemnation, казалось, подхватили даже старушки-билетерши. Новую композицию распробовать толком не удалось - все-таки на концерт приходят слушать знакомые песни. Два часа пролетели как одна минута, но пусть хоть кто-нибудь скажет, что их было мало! Здорово, что концерт прошел именно в "Олимпийском", поскольку КДС способен "зарезать" все, что угодно.

Маленькая сцена, невиданный доселе свет и неслыханный звук - несмотря на всю аскетичность оформления, шоу впечатляло, и сегодняшней идеологии DM соответствовало идеально. Живые музыканты, играющие на фоне своих же роликов - свежий и неожиданно эффектный ход. Никаких кардинальных изменений в аранжировки своих хитов DM не внесли, но то, как "устали" за последние десять лет голоса Дэйва и Мартина, не оставляет ни малейших сомнений в том, что музыкантам и вправду пришлось несладко.

Depeche Mode выходили на бис три раза! Хотя их вызвали бы еще раз пятнадцать. Но после аккордов Just Can't Get Enough, которая если и звучит на концертах, то уж точно последним номером, стало ясно - сказочке конец. Несмотря на повальную эйфорию расходившихся с концерта сияющих людей (скандирование "Depeche Mode" в окрестностях "Олимпийского" не прекращалось до глубокой ночи), общая мысль, озвученная одним из фанатов, прозвучала полностью в рамках эстетики DM: "Теперь можно и умереть".

/Audio & Video '98/


При любом использовании материалов этого сайта ссылка (для сайтов - гиперссылка) на THE MIND'S EYE® обязательна. Все права защищены.
All contents copyright © 2000-2018 THE MIND'S EYE® project by KARX. All rights reserved.

Made on Mac mini Server